Когда наши предки были более близки к природе, когда понимали ее как живой и чувствующий организм, окружающий мир отвечал им полной взаимностью и любовью. И часто давал удивительные вещи, обладающие огромной исцеляющей силой.
Одним из почти легендарных артефактов наших предков является «Чөдкрин хумсн» — «Коготь черта». Как рассказывают старики, коготь черта внезапно показывается в степи лишь особым людям. Он наделен силой исцелять вскакивающие на теле опухоли.
Обычно им проводят по опухоли или слегка покалывают ее. Через три процедуры любая опухоль полностью рассасывается, свидетельствуют те, кто получал такое лечение. Если же на теле выскочила мокрая язва, то коготь скребут ножом, и и порошком, оставшимся после этого присыпают язву.
Удивительно, но старики в один голос говорят о том, что любая опухоль исчезает, а язва затягивается и заживает. Двое старых калмыков рассказали мне, что «Чөдкрин хумсн» остается после того, когда злобный дух степи терпит поражение в борьбе с хозяином земли «Һазрин эзн».
Рассказ об этом артефакте будет неполным, если не сказать о том, что некоторые старики, особенно из Астраханской области, называли этот коготь не «Чөдкрин хумсн», а «Эрлгин хумсн» — «Коготь Эрлика, прислужника хозяина смерти». Артефакт один, но почему же названия два?
Одна пожилая калмычка объяснила мне это так: «Давным-давно все калмыки называли этот коготь «Эрлгин хумсн», но потом на произнесение слова «Эрлг» было наложено табу (хөрг), и заменили его на менее плохое слово «Чөдкр». А знаешь почему им покалывают или царапают опухоли и язвы? — спросила она.
— Нет, ответил я, и навострил уши. — А потому, что язвы насылают шулмусы. Вот моом сейчас называют язву, а мой дедушка говорил, что так называли шулмуса, который вселялся в человека и проявлялся как язва. А эрлг отнимает жизни именно своими когтями. И если царапать или колоть опухоль или язву когтем, то он отберет жизнь у шулмуса».
Вот такой артефакт есть в традиционной культуре калмыков. К сожалению, сфотографировать «Эрлгин хумсн» старушка не позволила. А жаль, зная как он выглядит, может быть кто-то из наших читателей нашел бы его в степи… Но если у кого-то дома он сохранился, я был бы счастлив получить фотографию.
Г. Корнеев.