Мэр Стоктона (Калифорния), 27-летний Майкл Табс объявил о запуске экспериментальной программы, которая даст жителям города около $500 в месяц, без всяких обязательств. Он поведал трогательную историю о своей матери, которая была вынуждена много и тяжело работать, но всё равно ей приходилось прибегать к соц.помощи, чтобы содержать семью.
Вспоминая своё детство, Таббс заметил: «Если бы у нас было $300 в месяц, жизнь была бы менее напряженной, или мы могли бы переехать в другой район. Может быть, она [мать] смогла бы вернуться в школу, получить аттестат или заниматься тем, что её увлекало».
Стоктон, скорее всего, станет первым городом в стране, который подвергнет испытанию версию универсального базового дохода: экономическую систему, которая будет регулярно предоставлять всем жителям достаточно денег для покрытия основных расходов без каких-либо условий или ограничений. Стоктон надеется запустить свою программу в следующем году и зарегистрировать несколько сотен жителей города в течение как минимум двух лет, в зависимости от наличия финансирования.
Концепция универсального базового дохода — или UBI — существует уже несколько десятилетий. Ещё Мартин Лютер Кинг в 1967 году выступал за создание минимального уровня жизни. До недавнего времени это, в основном, было предметом академических дискуссий. Но идея всеобщего базового дохода начала набирать обороты по мере роста нищеты и усиления страха утраты рабочих мест в результате роботизации.
Широкомасштабные испытания начались в этом году в Финляндии и Канаде, чтобы определить — действительно ли она способна привести к позитивным сдвигам в здравоохранении и занятости.
В США стала центром движения UBI Кремниевая долина, где неравенство особо сильно, а степень автоматизации производственных процессов (исключающая участие человека) высока. Руководители технологических гигантов, от Марка Цукерберга (Facebook) до Илона Маска (Tesla) с одобрением встретили идею базового дохода, как гарантию от безработицы
В начале следующего года венчурный фонд Y Combinator собирается провести большое, долговременное и масштабное исследование влияния UBI на общество. В качестве экспериментальной площадки был выбран город Окленд (округ Аламида, штат Калифорния), где будет выбрана контрольная группа из приблизительно 3000 участников (случайный выбор). Меж тем, недавно некоммерческая организация под названием » Проект «Экономическая безопасность», выделила $1 млн на тестирование UBI в Стоктоне, при этом финансирование было предоставлено донорами, в том числе — соучредителем Facebook Крисом Хьюзом (Chris Hughes).
В Стоктоне планируется не сколько научное исследование, сколько попытка проверить, как это сработает. В частности, будет проведена массированная рекламная кампания, в ходе которой участники эксперимента поделятся полученным опытом и результатами. «Наряду с данными нам нужны истории», — заявила Натали Фостер (Natalie Foster), соучредитель Проекта «Экономическая безопасность».
Ожидается, что в конечном итоге UBI будет принят на уровне штатов и городского самоуправления (в крупных городах), подобно тому, как получилось с повышением минимальной заработной платы и с законодательно закреплённом оплачиваемым отпуском (тогда как на федеральном уровне эти инициативы зашли в тупик). Инициаторы введения UBI надеются, что им удастся продавить программу по всей стране.
Но, как водится, не всё так гладко, как кажется на первый взгляд.
В чистом виде каждый американец теоретически получит основной доход примерно в $10 000 в год. Совокупно это составит триллионы долларов ежегодно,что может стать непосильным бременем для бюджета. Политики могли бы облегчить бремя, отменив остальные виды адресной соц.помощи (в рамках программы борьбы с бедностью), таких как программа дополнительной продовольственной помощи (фудстемпы) и Medicare.
Такой подход вызвал поддержку со стороны либертарианцев, считающих систему обеспечения единого платежа менее бюрократической и более благоприятной для рынка, чем нынешнее обилие программ. Консервативный политолог Чарльз Мюррей (Charles Murray), прославившийся своей теорией «Колоколообразная кривая»/The Bell Curve» (о взаимосвязи между интеллектом и доходом), относится к ярым сторонникам UBI.
Но немало и тех, кто видит в идее своеобразного «троянского коня» для устранения преимуществ, позволяющих миллионам людей справляться с бедностью.
Роберт Гринштейн (Robert Greenstein), президент Центра по бюджету и политическим приоритетам в своём блоге высказал опасение, что принятие UBI ухудшит положение десятков миллионов бедных людей.
Сторонники левого крыла настаивают на том, что универсальный базовый доход должен быть дополнением к существующей системе соц.поддержки, а не заменой. Но такая щедрость не получила понимания.
Джо Байден, Джейсон Фурман (первый заместитель директора Национального экономического совета (США)) и Нира Танден (президент «Центра американского прогресса») высказались против этой идеи по другой причине: если дать людям достаточно денег для праздной жизни, то они не только лишатся стимула к труду, но и перестанут работать, тогда как работа необходима для эмоционального здоровья и социального статуса.
Сторонники базового дохода с ними, безусловно, не согласны.
«Это похоже на шаткую теорию развития трудовой этики, — что она, мол, требует голода или страдания, нищеты или страха», — говорит политолог и соучредитель проекта «Экономическая безопасность» Дориан Уоррен (Dorian Warren). Недавний обзор десятилетних исследований основных программ, связанных с доходами в США и Канаде, показал, что в большинстве случаев участники сокращают свои рабочие часы лишь незначительно.
В течение нескольких лет эксперимент Стоктона может пролить свет на этот вопрос. Мэр Таббс считает, что участники смогут использовать дополнительный доход, как передышку для того, чтобы сосредоточиться на карьере или образовании, или на будущем своих детей. “Мои избиратели в Стоктоне невероятно находчивы, умны и трудолюбивы”, — сказал он. “И зачастую все, что им нужно — это возможность”.