Двумя наиболее древнейшими мифическими образами ойрат-монголов являются Тенгри и Этуген. Тенгри («небо») является символом мужского, отцовского начала, тогда как Этуген («твердь», «густота» или — «земля») воплощала женское, материнское начало. Как предполагают ученые, мифы оТенгри и Этуген были представлены еще в языке древних хунну (гуннов), существовавших еще в третьем веке до нашей эры и являющихся предками современных ойрат-монголов. Небо считалось непосредственным проявлением и местом обитания Тенгри, соответственно, земля была проявлением Этуген. Тенгри как неперсонифицированное мужское божественное начало, распоряжался судьбами человека, народа и государства. Средневековые монголы называли Тенгри вечным «Менке-тенгри». Менке-тенгри» считался единым благодетельным, всезнающим, правосудным богом. Этуген была всемогущей богиней земной природы, символизировала плодородие. Монгольские народы называли ее «Этуген-эке» (мать-земля).
От космического брака Менке-тенгри и Этуген-эке рождалось все сущее в этом мире. В более поздних мифах Тенгри и Этуген стали мыслиться многослойными. Этуген имела, например, семьдесят семь слоев. Мифический образ Тенгри стал родоначальником целого пантеона богов мужского, активного плана.
Отголоски древних мифов о Тенгри и Этуген можно найти в современных загадках ойратов: «аавин девлиг алхдж болхш, ээджин девлиг эвкдж, болхш» (отцовскую шубу не перешагнуть, материнскую шубу не свернуть), т. е. «небо и земля»; «аавин манна миркидж, аршан нульмсн асхрдж,» (отцовский лоб нахмурился, целебные слезы полились), т.е. «дождь пошел».
Мифический образ Тенгри , символизировал также государственное, организующее начало, аристократию, тогда как женственная Этукен была воплощением семейного начала, символизировала народ, организуемый государством, т. е. так называемый «демос» и демократию.
Вообще же, в философском плане, Тенгри — это символ активности, оптимизма, самоутверждения, рационального начала (анализ и синтез), официального лидерства, воли и ума, символ организации, порядка и законности, символ прогресса, символ человеческого «эго», отстаивания самобытности, творческого начала, цивилизации и культуры. Тенгри — это мужское «начало и поэтому обозначает, борьбу и агрессию. Этуген — как женское начало — стремится примирить враждующих. Этуген — это символ пассивности, пессимизма, скромности, иррационального начала (интуиция), синкретизма, тайной власти (закулисных интриг), символ чувств и жизни, спонтанности и анархии, консерватизма, альтруизма, отрицания своего «Я», подражания и копирования, конформизма, символ естественности и гармонии с природой.
Санал МИНАЕВ