РАССКАЗЫ И ПЕРЕСКАЗЫ
Этот рассказ я услышал от народного поэта Калмыкии Григория Кукареки, когда вместе мы ездили в Кетченеровский район отдать дань памяти выдающемуся калмыцкому просветителю Номто Очирову, могила которого находится в тех краях.
«Еще полыхала на юге гражданская война, однако многим было понятно, что белое движение обречено. Один из видных деятелей белой гвардии, князь Данзан Тундутов спешно собирался в Новороссийск, чтобы дальше, вместе с другими, отплыть из Советской России.
Они, наверное, в последний раз тогда встретились с Номто Очировым. Князь, прищурившись, задумчиво посмотрел вдаль, и тихо сказал: «Номт, намаг дахад йов. Эн йосн чамд амр өгшго»! Ведь и Тундутов и Очиров призывали народ к борьбе с советской властью, и оба прекрасно понимали что последует за полной победой Красной Армии
Очиров нахмурился, помолчал, а потом резко развернувшись к князю, ответил: «Чамаг дахад йовхла, эн улсан кендән гиж үлдәхм? Чи йов, би энд үлднәв! Зоввчн — эврә әмтнлә, үквчн — эврә әмтнлә»… Так и случилось. Он стойко и молчаливо перенес все тяготы и страдания вместе со своим народом».
О том, как система исковеркала и сломала этого выдающегося калмыцкого ученого, знают многие. Однако о том, что его выбор остаться вместе с народом, а не уйти в сытую и спокойную жизнь был полностью осознанным и взвешенным я впервые услышал только от Григория Григорьевича.
Хочется, чтобы каждый прочитавший этот материал отбросил гордость и подумал, а на что я бы был готов ради своего народа? Не ожидая от него ни чести, ни похвал…
Г. Корнеев.