СВЯЩЕННЫЙ МЕСЯЦ ҮРС САР

Глубокое значение для понимания праздника имеет название. Семантика слова “үр” связана с понятиями гнездо, потомство, ребенок, друг, товарищ, ровесник. Люди желают друг другу увеличения потомства, приплода скота, благополучия. В дореволюционные времена простые люди обязательно спрашивали у зайсангов и нойонов, благополучно ли у них с потомством. В дни Үрс сар калмыки пришивают к шапкам красные кисточки – символ не только принадлежности к ойратам, но и долголетия.
Обязательной частью праздника является общение ровесников. В старину в эти дни проходили встречи людей одного возраста, молодежь знакомилась друг с другом, устраивались народные гуляния.
Празднование Үрс сар связано с почитанием Һазр-усна Цаһан Аав – Белого старца, его ипостаси как хозяина земли и воды. Во время праздника 16-ого числа месяца овцы обязательно проводился обряд “ова тәклһн” – жертвоприношение покровителям этой местности. В этом обряде принимали участие только лица мужского пола, от малолетних детей до глубоких стариков. Женщины и священнослужители участия не принимали. Это связано с тем, что Цаһан Аав считается родственником всех ойратов мужского пола. Изображение Цаһан Аав вывешивали на вершине насыпи, иногда это была статуэтка Белого старца, возможно, даже вылепленная для такого случая из теста. К ова приносили обильные жертвоприношения мясной и молочной пищей. На деревья, растущие возле ова, вешали символические подношения для Цаган Аав: шкуры овец, ленты, полоски ткани. Под дерево бросали монеты.
До революции первая часть праздничных обрядов проходила в кибитках владельцев, от которых зависело благополучие и даже судьба всего рода, аймака или улуса. Кибитку устанавливали специально входом на юго-восток и вокруг молодого зеленеющего дерева. Внутренность украшали свежесорванной зеленой травой, которую затыкали за решетки стен. Молодое дерево оборачивали овчиной. Обряды в зайсангских и нойонских кибитках заключались в произношении благопожеланий и окроплении жилищ молочным напитком, при этом одна нога табунщика должна находиться внутри жилища, а другая вовне. Молочный напиток должен был оросить верхний круг остова кибитки и окропить дерево, находившееся в центре. После этого следовало окропление белых кобылиц, которое с утверждением буддизма стали проводить монахи.
Вот как описывает этот праздник у калмыков середины XIX века П. И. Небольсин: «Все хурульные кибитки, в главной ставке Хошутского улуса, были поставлены входом на восток, убраны белыми кошмами и навесами, под которыми были развешены изображения божеств. Главная кибитка находилась в центре. Рядом с молельными кибитками были размещены согласно строгой иерархии ряды жилых кибиток духовенства, знати, затем простого народа. С противоположной стороны — опять кибитки гостей празднества. Главное событие должно было происходить в кибитке владелицы улуса. Для этого внутри «утверждено было зеленеющее дерево», которое «было обвернуто по ветвям чистой белой овчиной в знак общего желания об умножении улусного скотоводства … » и заплетено лентами и тесмами… Дерево это после праздника… остается в степи на прежнем месте. Часто вместо дерева просто привязывали зеленую ветку.
На рассвете начиналась первая часть празднования. Бурхана — Багши просили «излить свои милости на улусное скотоводство», а затем духовенство, выйдя из здания хурула, освещало животных (стадо лошадей), кропя кобылиц смесью молока и топленого масла».
Интересны также свидетельства А.М.Позднеева, о том, как проходил праздник в каждой кибитке. Как он писал, ранним утром 15 числа лунного месяца овцы “хозяева перед почетным возвышением ставили свежие куски дерна с цветущей травой «железняк» — «урс», те же лиловые цветы, затыкались за жерди остова кибитки. После прочтения молитв перед бурханами семейство, выйдя из кибитки, обращалось с молитвами к солнцу, окропляя при помощи этой травы, смесью кислого молока и араки, четыре стороны света, затем детей, животных. Введение этого обряда, приписывалось Чингисхану. В молитве, обращенной к солнцу, упоминались Вселенная, ее центр, светила, духовенство, Чингисхан и места кочевий в Западной Монголии”.
Слово “үрс” имеет значение и «состязание», «схватка» (в борьбе). Во время праздника устраивались «Эрин һурвн наадн» — соревнования по борьбе, стрельбе из лука и конные состязания. До революции это были воистину грандиозные мероприятия, со всех хотонов съезжались лучшие из лучших. Соревнования проводились при великом стечении народа. Победители становились героями, о них рассказывали, с них брали пример.
Таким образом, общая символика праздника Үрс сар — плодородие и богатство во всех трех мирах: человеческом, животном и растительном.

Басан Захаров

https://www.facebook.com/groups/356573514441389/permalink/1631413210290740/

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *