Давно, давно уже это было, когда царствовал над морем, (которое на востоке от Китая), владыка морской «Усун Хадын Эзн». У него была дочь красавица, которая, за отсутствием смельчаков-женихов, долго оставалась девою. Знатные не сватали ее потому, что отец её был водяной владыка, а незнатные не осмеливались, сватать в силу своей бедности или низкого происхождения.
В это-то время в необитаемом, густом лесу жил человек, занимающийся охотою и незнающий ни роду своего, ни племени. Прослышавши о невесте-красавице; ему сильно захотелось попытать своё счастье — посватать дочь морского владыки. После долгих поисков он находит желанных — отца и невесту — дочь. На предложение своё получает согласие отца и дочери и уезжает с молодою женою на жительство в те же леса.
Однажды охотясь, молодой муж зашел слишком далеко от своего жилья и неожиданно встретился с какими-то людьми далекого ханства, которые стали расспрашивать его: что он за человек, кто отец его, как сюда попал и т.д. Как ничего незнающий о своем происхождении, он не мог удовлетворить их любопытства и признался. им, что-де человек он безродный. Ханские люди такого-то и искали. Дело в том, что в их ханстве много померзло народу, а шаманами было предсказано, что, если кто найдёт безродного человека, заколет его и кровью того окропит народ, то мороз тотчас прекратится. В виду этого охотник был взять этими людьми и было поступлено с ним так, как того требовали кудесники. Таким образом молодая, вдова одна осталась жить в лесу, горько оплакивая мужа.
В одно время в этом лесу охотился бурхан сын Хурунсына Тенгрина, который пленился красотою вдовы, вступил в незаконное сожительство с нею, от чего родился сын. В тоже время отец, прослышал о смерти своего зятя, стал разыскивать свою вдову-дочь, когда, наконец, нашел её в лесу с сыном, о незаконном рождении которого дочь сообщила ому. Было решено оставить новорожденного малютку в лесу; его положили в люльку, подвесили к вербе, а сами ушли.
Выкормила этого младенца верба, нагибая свои листья ко рту ребенка, а птица Уль Шовун (птица вроде кулика) носила ему воду. Мальчика уже большенького нашли люди и отнесли его своему хану. Последний его воспитал отдал в ученье, а когда мальчик оказался очень способным и умным, хан решил сделать его нойоном. И действительно, сделавшись совершеннолетним, он вместе с калмыками перекочевал в Россию и стал здесь княжить под именем Удунта Бадма Таше. От 7-го колена произошел нойонъ Держе-Таше. а от последнего «Мархата Таш»,. отец настоящего тундутовского «нойона. «Давида».
|