Широко распространённым видом народного спорта была у калмыков игра в шашки (дева) и в шахматы (шатр). У П.С. Палласа мы находим такое замечание: «Зимою шахматы и карты составляют обычное время препровождение мужчин, вынужденных в это время оставаться праздными. Многие из них весьма искусны». Б. Бергман, посетивший в 1802-1803 годах калмыцкие кочевья и оставивший ценную запись фольклорных произведений, отметил, что в шахматы «не только знать и духовенство, но и простые калмыки играют с большой лёгкостью». Массовый характер игры в шахматы подтверждается полевыми материалами, собранными во всех районах республики.
Весной и летом вплоть до сентября калмыки играли на воздухе, сидя на земле или на подводах (мажарах), подстелив под себя кошму или ширдык, а зимой, вечером до поздней ночи, в кибитке. Хотя калмыки не имели никакого представления о теории игры, «но среди них встречались сильные игроки». В 1862 году вышли воспоминания известного русского шахматиста того времени А.Д. Петрова, в которых он сообщает: «В 1821 году, у Фёдора Васильевича Самарина, я имел честь познакомиться с генералом Иваном Фёдоровичем Паскевичем. Он был свидетелем игры моей с калмыцким князем. В жизнь мою мне не случалось встречать более сильного игрока».
Особых национальных правил шахматной игры у калмыков не существовало. Но у них бытовали отличные от европейских названия фигур. Обращает внимание тот факт, что конь у калмыков, как и во всех странах мира, носил и носит название «мерн» (конь). Король обозначается термином «хан». Это название утвердилось в период существования централизованного государства. Ферзь называется «бэрсн». Этот термин, очевидно, заимствован у среднеазиатских народов, так как у таджиков и узбеков ферзь именовалась «фарзин», а у туркмен «перзи». По-видимому, «бэрсн» – это видоизмененное тюркское слово «фарзин» или «перзи».
Вместо привычного для всех наименования «слон» калмыки применяли термин «верблюд». И это понятно, так как верблюд был одним из главных четырёх видов скота, разводимых калмыцким народом. Он – такое же неуклюжее, сильное и большое животное как слон. Ладье калмыки присвоили название «терген» (телегаг повозка). Можно предполагать, что индийская «колесница» (ратхе), которой обозначалась в Индии «ладья», у калмыков передана названием «терген» – телега (средство передвижения, известное у народов Южной Сибири и Центральной Азии ещё со второй половины первого тысячелетия до н.э.).
В отличие от других, монгольские народы, в том числе калмыки, присвоили пешке название «көвүн» (мальчик). Это можно объяснить тем, что пешка – малая по размерам, удобная как для шахматной, так и для шашечной игры, а также тем, что легко заставлять «көвүн» быть посыльным, т.е. вступать первым в боевое соприкосновение с противником. Доска у калмыков носила наименование «бетке», рокировка в игре не применялась. Слово «шах» обозначается термином «шалха» – подразнить, испытать, парализовать, хотя у калмыков существовало правило, согласно которому при наличии одного хана (без других фигур) игра продолжалась.
«Медий гивл сурх кергтә, сурий девл бодх кергтә» (Чтобы понять нужно изучить, а что-бы изучить нужно думать)