1) Худл — ложь
2) Хатхх үг — злословие
3) Шүрүн үг — брань
4) Цалһа үг — пустословие
5) Ховдглх — жадность
6) Хорта седкл — зложелание
7) Буру үзл – неверные взгляды
8) Әм таслх — лишение жизни
9) Эс өгсиг авх — взять не данное, воровство
10) Буру алҗас — сладострастие
Само совершение происходит тремя путями: через язык (келәр хурах), через чувство и мысль (седкеләр хурах) и через действие (бийәр хурах). Через язык совершаются 4 черных дела: ложь, злословие, брань и пустословие. Через помыслы 3: жадность, зложелание и порицание или отрицание религии. Через действие 3: убийство, воровство и сладострастие.
Виноватыми в черном деле признаются: 1) совершившее лицо (эврән үүлдсн), 2) лицо приказавшее (бусдар үүлдкүлсн), 3) косвенный участник (бусдын үүлдкүлснд дахн байссн, бус үүлдкүлснд дахн байслцссн).
В соответствии с 10 черными делами находятся 10 белых дел или добродетелей (арвн цаһан буйн):
1) Не убивать
2) Не воровать
3) Не прелюбодействовать
4)Не жадничать
5) Не зложелать
6) Не порицать религию
7) Не лгать
8) Не злословить
9) Не браниться
10) Не пустословить
В наказание за черные дела и в награду за белые созданы рай и ад. Рай («таралң») находится выше. Владыка рая — бурхан Абидва, хубилган Шакджи-Муни. Но рай еще не предел блаженства, а лишь ближайшая ступень к Нирване. Все поступившие в рай выходят оттуда через цветок лотоса
Ад («там») находится ниже земли, владыка его Эрлик-хан. Здесь совершившие черные дела терпят разные мучения: в кипящей воде они вращаются, как «сарачинское пшено»; их беспрестанно режут по спине и животу…
Помогает душе в ее странствиях и молитва посторонних, поэтому каждый должен молиться за все существа. И первая молитва каждого ламаита должна быть за них: «Ом мани падме хум!»
И.А. Житецкий — Очерки быта Астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884-1886 гг.