Просвещение калмыков в XVII—начале XX вв.

После создания зая-пандитской азбуки более или менее заметное распространение получило домашнее обучение детей калмыцкой грамоте, главным образом в феодальных семьях 53. В 50-х годах XVIII в. в законах Дондук-Даши предусматривалось домашнее обучение мальчиков и устанавливались нормы штрафа за его невыполнение, более высокие для детей знати.Закон этот носил формальный характер. Феодалы не собирались расходовать какие-либо средства на организацию школьного дела среди трудящихся. До XIX в. в Калмыкии не было ни одной светской школы. Основными формами просвещения в XVII—XVIII вв. в Калмыкии были хурульные и миссионерские школы.
Хурульные и миссионерские школы. Хурульное образование делилось на общее и специальное. Общее образование получали все мальчики, поступающие в хурулы учениками (манджи, банди). Они не давали монашеских обетов и в отдельных случаях с согласия родителей могли вернуться в семью. Обучение учеников поручалось гелюнгам, каждому по два-три мальчика. В начальной хурульной школе ученики изучали азбуку монгольского, калмыцкого и тибетского языков, приучались к чтению и письму, заучивали наизусть молитвы и богослужебный устав, участвовали в хурульных богослужениях в качестве прислужников. Помимо этого ученики обучались игре на ритуальных музыкальных инструментах. Из хурульных учеников готовились служители ламаистской церкви, которым предстояло в будущем выступить в роли наставников. На определенном этапе, до появления светских школ, хурульные школы играли положительную роль, будучи единственными очагами грамотности, но в дальнейшем с развитием светской школы они потеряли свое просветительское значение. Высшей ступенью духовного образования считалось духовное училище — чёрян хурул, где преподавались калмыцкий, русский, монгольский и тибетский языки, теософия буддизма, начальные курсы математики, географии, астрономии. Здесь обучали и тибетской медицине.
Уже в последней четверти XVII в. царское правительство начало насаждать среди калмыков православие и в этих целях создавало в степи миссионерские станы. Однако с 30-х годов XVIII в. начался отход крещеных калмыков от христианства. Только в 1734 г. было зарегистрировано 1594 случая такого рода. В связи с этим по указу императрицы Анны Иоановны 1737 г. крещеные калмыки были сосредоточены в районе Ставрополя на Волге, а для управления ими была прислана из Петербурга крещеная княгиня Анна Тайшина. В 1741 г. в Ставрополе была открыта в миссионерских целях школа для обучения калмыцких детей русскому и калмыцкому чтению и письму.
Миссионерские школы для калмыков создавались также в Астрахани и в других местах. Однако казарменный режим и варварские методы обучения приводили к тому, что учащиеся этих школ разбегались. В силу этого в 1764 г. миссионерские школы временно прекратили свое существование.
С целью подготовки миссионеров были открыты классы калмыцкого языка в 1838—1840-х годах при Астраханском духовном училище. В 1840—1850-х годах в духовном училище обучалось от 3 до 10 калмыцких крещеных мальчиков и более 70 русских мальчиков, обучавшихся калмыцкому языку. Классы калмыцкого языка в духовном училище не дали для миссионеров нужного результата.
Калмыцкие мальчики избегали духовного училища, а русские учащиеся плохо овладевали калмыцким языком. Такое положение привело к прекращению преподавания калмыцкого языка в Астраханском духовном училище.
Со второй половины XIX в. усиливается миссионерская деятельность русской православной церкви. На средства миссионерского общества и калмыцкого управления в степи Астраханской губ., в русских селениях и степных урочищах учреждаются четыре миссионерских стана с церковно-приходскими школами: в Улан-Эрге (1877), Нойн Шире (1879), Чилгире (1891), Кегульте (1900); открываются школы-приюты: в Булгун-Сале (1878), Яшкуле (1899), Амтя Бургусте (1898). В 1889 г. был организован миссионерский стан в Большедербетовском улусе, в балке Яшалта; в 1890 г. близ него был основан Князе-Михайловский поселок для крещеных калмыков, где на средства калмыцкого общественного капитала построили церковь, школу, дома для миссионеров и учителей 59. Но мероприятия миссионерского общества не имели успеха: во-первых, в эти школы калмыцкие дети набирались в принудительном порядке, во-вторых, учение велось на русском языке, учителя не знали языка своих учеников.
Для подготовки учителей в 1890 г. была открыта калмыцкая двухклассная миссионерская школа в Астрахани. В 1894 г. эта школа была переведена на Калмыцкий Базар, где были построены церковь и школьное здание. На строительство двухэтажного деревянного здания школы из трех классных комнат, библиотеки, зала, столовой и двух просторных комнат для спальни на 40 детей было отпущено 17 тыс. руб. Московским миссионерским обществом и 5 тыс. руб. Училищным советом при Синоде. При школе был открыт класс для подготовки учителей. В школе изучались: закон божий, церковно-славянский язык, церковное пение, русский язык, арифметика, отечественная история, география, черчение, чистописание. В учительском классе преподавались: дидактика, гигиена, проводились практические занятия в школе грамоты. По образовательной и педагогической подготовке выпускники учительского класса могли работать учителями только в школах грамоты. Материальное обеспечение учителей и учащихся в этой школе было гораздо лучше, чем в других школах общего типа.
Калмыцко-Базаринская миссионерская школа была наиболее благоустроенной, но как только в 1906 г. на Калмыцком Базаре была построена народная школа, большинство калмыцких детей перешло в народную школу.
Для подготовки миссионеров и учителей для миссионерских школ в 1872 г. в Казани известным педагогом-миссионером Н.И. Ильминским была основана так называемая инородческая учительская семинария, где было и калмыцкое отделение. Обучение в ней калмыков нередко не отвечало миссионерским целям, напротив, вело к общению учащихся с передовой русской молодежью Казани. Так, будущий большевик, участник гражданской войны и советского строительства в Калмыкии К. Д. Никитин учился в этой семинарии и был выслан из Казани в Астраханскую губ. под гласный надзор полиции за участие в революционном движении.
На протяжении длительного времени православные миссионеры при всесторонней поддержке царского правительства стремились насаждать среди калмыков христианство. В результате многолетнего опыта сами миссионеры пришли к выводу о бесплодности своих усилий, и в начале XX в. миссионерская деятельность в калмыцких улусах почти прекратилась. Несмотря на явно реакционную направленность, миссионерские школы сыграли некоторую положительную роль в организации начального обучения, издании учебных пособий на русском и калмыцком языках, способствовавших распространению грамотности среди калмыцкого народа, в подготовке учителей для начальной школы из числа калмыков.
Первые светские школы. В первой половине XIX в. царское правительство создало так называемые начальные калмыцкие школы, которые были призваны готовить чиновников для управления калмыцким народом. Первое калмыцкое училище на 6 учеников было открыто в 1802 г. в Астрахани. В него принимались только русские мальчики. В 1829 г. 5 калмыцких мальчиков были зачислены в школу медицинского ведомства в Петербурге, где калмыцкому языку обучались также 10 русских мальчиков. Однако в 1836 г. выяснилось, что первые русские выпускники этой школы не подготовлены к службе в Калмыкии, так как плохо знали калмыцкий язык.
В 1847 г. издается положение об управлении калмыцким народом, которое требовало укрепления улусного аппарата управления чиновниками, переводчиками и толмачами. В связи с этим возник вопрос об учреждении специального двухклассного калмыцкого училища в Астрахани с целью «распространения между калмыками русского языка и для приготовления способных переводчиков и толмачей». Открытие этого училища состоялось 1 декабря 1849 г. К началу учебных занятий в училище прибыли из калмыцких улусов 40 мальчиков. Учителем русского языка был назначен бухгалтер губернской канцелярии Шмидт, калмыцкого языка — губернский секретарь Андреев, смотрителем училища — губернский секретарь Ильинский. На содержание школы с пансионатом выделялось ежегодно 4279 руб. из средств калмыцкого общественного капитала. Это была первая калмыцкая школа, официально разрешенная царским правительством. Она сохранилась до 1918 г. и имела значение для распространения русской грамотности среди населения Калмыкии.
Улусные школы. Управление калмыцким народом в 1839 г. проектировало открытие в калмыцких улусах школ грамоты. Открытие их затянулось на 15 лет. Только в 1854 г. было учреждено 5 школ грамоты в отдельных калмыцких улусных центрах Астраханской губ. с количеством учащихся по 10—20 человек в каждой школе. Для калмыков Большедербетовского улуса Ставропольской губ. улусная школа на 10 учеников была открыта в 1866 г. Школы помещались в непригодных для занятий, холодных, сырых и темных помещениях. С 1854 до 1882 г. учебная работа в улусных школах проходила без учебных программ, без специальных учителей и была лишена всякой системы.
В отдельных улусах родители учащихся резко выступали против бедственного положения улусных школ. Так, например, в 1877 г. родители учащихся Багацохуровской улусной школы писали главному попечителю Калмыцкого управления: «Дети наши в улусной школе находятся в весьма бедственном положении. Помещение для детей совершенно запущено и находится в самом плачевном состоянии: стекла в окнах разбиты, печи негодные, двери худые, из-под полов дует ветер, кухни вовсе нет, освещения нет и не бывает, дети мерзнут и страдают скарлатиной». Такое же положение было почти во всех улусных школах. Но главный и улусные попечители мало заботились об улучшении материального обеспечения и учебной работы улусных школ. С 1868 г. в улусные школы стали назначать специальных учителей с жалованьем 70 руб. в год. Но и это не содействовало успехам улусных школ, так как за 70 руб. в год нельзя было найти образованного учителя.
В 1860 г. в калмыцких улусах Астраханской губ. на 138500 человек населения было всего шесть школ с общим количеством 120 учащихся. У калмыков Большедербетовского улуса Ставропольской губ. на 10200 человек населения была только одна улусная начальная школа с 20 учениками, у калмыков Донской области на 32 тыс. человек населения были две начальные школы с 50 учениками. Характер преподавания в улусных школах отражал русификаторскую политику царизма: обучение проводилось на русском языке, ученикам запрещалось говорить на родном языке. Улусные школы были вместе с тем и интернатами; учились в них большей частью дети бедняков, нередко сироты.
В 1882 г. для улусных школ были даны примерные программы учебной работы, составленные инспектором народных училищ Астраханской губ. К. М. Амосовым. Но и после этого преподавание в улусных школах оставалось неудовлетворительным: ученики с трудом овладевали русским языком и русской грамотой.
Учебная работа улусных школ в 1888 г. подверглась резкой критике профессора-монголоведа А. М. Позднеева, посетившего калмыцкие улусы в этом году. Он писал, что «школа, которая явно заботится о том, чтобы насильственно отторгнуть детей от их родного быта, которая основным своим правилом ставит лишение калмыцких мальчиков всякой возможности иметь разговор с калмыками, которая воспрещает детям видеться с родителями и держит их в своих четырех стенах, как в казематах, которая не позволяет детям перебираться на летние кочевья в ту пору, когда туда направляется не только весь народ, но и улусные учреждения,— такая школа может заслуживать не расположения, а только ненависть к ней народа». Под влиянием этих прогрессивных высказываний и настойчивых просьб самих калмыков в учебный режим калмыцких школ вносятся некоторые изменения. Начиная с 1892 г. в улусных школах вводится преподавание калмыцкого языка. Рекомендуя обучение в калмыцкой школе на родном языке, А. М. Позднеев писал, что «каждый русский урок и каждое русское слово должно быть объясняемо детям на их родном языке», В конце XIX в. улусные школы стали четырехгодичными, преподавание учебных предметов производилось применительно к примерным программам для начальных народных училищ.
В рапорте инспектора народных училищ Астраханской губ. главному попечителю Калмыцкого управления от 7 сентября 1895 г. отмечалось усиливающееся стремление калмыков к обучению детей. Поэтому инспектор предлагал открыть интернатные школы для Александровского и Харахусовского улусов, где вообще не было школ; организовать школы для обучения приходящих детей оседлых калмыков в Калмыцком Базаре, в пос. Червленом и др. Это предложение не нашло поддержки.
По отчетам Калмыцкого управления, в 1897 г. в калмыцких улусах было всего 6 улусных школ, в каждой обучалось в среднем по 18 мальчиков. В Астраханском калмыцком училище учились 34 и в Астраханском городском 4-х классном училище 30 калмыцких мальчиков.
Царские чиновники, ведавшие Калмыцким управлением, были, за немногими исключениями, противниками распространения просвещения среди калмыцкого народа. В рапорте царскому правительству главный попечитель калмыцкого народа писал, что «калмыцкие улусные школы и Астраханское калмыцкое училище никакого значения для поднятия нравственного и экономического состояния калмыцкого народа не имеют, т. к. оканчивающий городское училище мальчик стоит более 1 тыс. руб., и что толмачей и писцов имеется более, чем это вызывается необходимостью. Таким образом, калмыцкие школы настоящего типа являются если не вредными, то и не приносящими пользы».
Женское образование. Только во второй половине XIX в. стали предприниматься первые шаги к развитию женского образования в Калмыкии. В 1865 г. в Калмыцком управлении составлялся проект положения о калмыцком женском училище. Постановкой этого вопроса преследовалась цель подготовки учительниц для улусных школ из числа калмычек. Открытие первого калмыцкого женского училища на 20 воспитанниц состоялось 1 февраля 1868 г. в Астрахани. Желающих учиться в нем было много. На содержание училища отпускались средства из калмыцкого общественного капитала. Отдельные состоятельные калмыки посылали своих дочерей в училище за свой счет. Количество учащихся-девочек доходило до 50 человек. На годовых испытаниях за 1868—1869 гг. воспитанницы показали удовлетворительные знания, а двум воспитанницам-калмычкам главный попечитель калмыцкого управления разрешил носить цветной бант как знак отличия.
1 августа 1872 г. Министерство государственных имуществ разрешило открыть 8 улусных женских школ. Одновременно царским правительством было указано, что расходы из калмыцкого общественного капитала на содержание улусных женских и мужских школ не должны превышать 1300 руб. в год в каждом улусе. На содержание 8 мужских и 8 женских улусных школ была утверждена сумма в 10400 руб. в год. В связи с этим контингент учащихся улусных школ был установлен по 15 учеников в мужских и по 10 учениц в женских. Учительницами в калмыцкие улусные женские школы в 1872 г. были назначены, в виде опыта, окончившие калмыцкое женское училище: Бочаева Коку — в Хошоутовскую школу, Бадмаева Булгун — в Харахусовскую, Гендженова Коку — в Икицохуровскую, Лиджиева Булгун — в Малодербетовскую, Манджиева Шитлиг — в Яндыковскую, Манджиева Гаря —в Багацохуровскую, Тегусова Амулунг — в Эркггеневскую, Убушиева Цаган — в Яндыко-Мочажную школу.
В 1882 г. по распоряжению царского правительства обучение мальчиков и девочек в улусных школах было соединено в один общий класс с тем, чтобы преподавание было поручено одной русской учительнице с жалованьем в 400 руб. в год.
Недолго пользовались девочки-калмычки возможностью учиться в школах. 1880-е годы в России были периодом реакции, которая коснулась и школьного дела в Калмыкии. По распоряжению царского правительства от 19 сентября 1884 г. калмыцкое женское училище в Астрахани было закрыто, его воспитанницы были возвращены в улусы. В этом же году главный попечитель Калмыцкого управления Осипов предложил улусным попечителям прекратить прием калмыцких девочек в улусные школы. Попечитель Малодербетовского улуса не только прекратил прием девочек в школу, но и исключил из улусной школы всех учениц-калмычек. В Яндыковской и в Икицохуровской улусных школах отдельные девочки-калмычки продолжали обучаться до 1887 г. В этом году во всех школах обучение девочек было окончательно прекращено.
Народные школы. Во второй половине XIX в. в калмыцких улусах на общественные средства создаются начальные аймачные школы для калмыцких детей. В 70-х годах XIX в. только в одном Малодербетовском улусе было открыто 6 таких народных школ. Инициаторами их создания выступили заведующий Аршанским лесным участком Цуглаев, фельдшер Бухусовского аймака С. Ширипов, старшина Догзманкиновского аймака Л. Бюбеев и др. Нередко вопросы создания школ решались на сходах. Так, в приговоре схода калмыков Червленого поселка Малодербетовского улуса от 13 июня 1888 г. говорилось: «Мы желаем открыть школу для калмыцких мальчиков только в том случае, если мальчики будут обучаться русской и калмыцкой грамоте и письму, а учителем будет из калмыков, который может хорошо объяснить калмыцким детям с русского на калмыцкий язык и наоборот». В приговоре Талтанкиновского аймачного схода Малодербетовского улуса подчеркивалось, что «образование наших детей по-русски и калмыцки дело весьма хорошее и было бы тоже хорошо, если учителя назначали из калмыков для преподавания как русской, так и калмыцкой грамоты».
Управление калмыцким народом затягивало создание в калмыцких аймаках народных школ. Началась тяжелая борьба калмыков за народную школу. Царское правительство и Калмыцкое управление поручили улусным попечителям обсудить на улусных сходах вопрос о народных школах. Представители калмыцких аймачных обществ решительно высказались за создание народных школ на средства общественности. После проведения улусных собраний по обсуждению вопроса о народных школах главный попечитель калмыцкого народа 22 августа 1888 г. писал министру государственных имуществ о том, что «представители аймачных обществ высказались за создание в 63 аймаках народных школ». Это ходатайство аймачных обществ о народных школах не было удовлетворено правительством. Калмыцкий народ до 1892 г. находился в феодальной зависимости, близкой к крепостной, в силу чего разрешение школьного вопроса в калмыцких аймаках в конечном счете зависело от нойонов, зайсангов и попечительского управления.
По инициативе профессора А. М. Позднеева в 1888 г. был составлен проект Положения о калмыцких народных школах с трехлетним курсом обучения, расходы по которому брали на себя аймачные общества. Несмотря на широкое общественное движение среди калмыков за создание народных школ и наличие проекта организационного оформления этих школ, до конца XIX в. в аймаках калмыцких улусов Астраханской губ. народные начальные школы не открывались.
В конце XIX в. калмыцким управлением было намечено создание всего только 18 объединенных начальных школ для нескольких аймаков, где могли учиться из каждого аймака по 3—4 мальчика. Предполагалось открыть народные школы: в Яндыковском улусе — 2, в Эрекетеневском улусе—1, в Хошоутовском — 2, в Багацохуровском—1, в Малодербетовском—12 школ.
Для калмыков Большедербетовского улуса Ставропольской губ. царское правительство только в 1897 г. дало согласие на открытие четырех начальных школ в Бурульском, Бюдермисовском, Чоносовском и Багатугтуновском аймаках на следующих условиях: а) народные (аймачные) школы должны обеспечиваться зданием аймачными обществами калмыков на их собственный счет; б) на содержание каждой школы должно отпускаться из общественного калмыцкого капитала по 420 руб. в год (240 руб. на жалованье учителю, 180 — на хозяйственные расходы и 20 — на учебные пособия); 3) количество учащихся в школах должно быть от 30 до 50 человек.
Калмыцкие народные школы разрешали задачи только первоначального обучения, а отдельные школы работали вообще без твердых учебных планов и программ. Судьбы этих школ вершились чиновниками улусов и аймаков, которые с разрешения главного попечителя калмыцкого управления открывали или закрывали школы, назначали и увольняли учителей, осуществляли над школой и учителями полицейский контроль.
Как среди учителей начальных русских школ, так и среди русских преподавателей школ Калмыкии были лица, глубоко преданные своему долгу, отдававшие десятки лет жизни самоотверженной работе с детьми калмыков, чаще всего из бедных, даже нищих калмыцких семей. Под давлением революционного движения 1905—1907-х годов царское правительство пошло на некоторые уступки и смягчение реакционной политики в школьном деле. По замечанию В. И. Ленина, 1905 год заставил сдвинуться с места даже «наше казенное ведомство», каким являлось Министерство народного просвещения. Эти новые веяния коснулись и Калмыкии.
А. Д. Сильницкий, изучавший состояние школьного образования в Калмыцкой степи в начале XX в., писал, что «калмыки как кочевники нуждаются в интернатных училищах, как степняки скотоводы они нуждаются в сельскохозяйственных и ремесленных училищах; как народность, находящаяся в переходном периоде от кочевого к оседлому образу жизни, нуждаются в аймачных школах; как совершенно не имеющие образовательных училищ для девочек, этой главной основы семьи, где прежде всего необходимо возникновение и укрепление, расширение и развитие начала культурности, нуждаются в женских показательных школах; как население, живущее в особых условиях жизни и которое в недалеком будущем должно создать общеобразовательные начальные школы, нуждаются в учителях из своей среды».
Такие же взгляды еще в XIX в. высказывали профессор Петербургского университета А. М. Позднеев, профессор Казанского университета А. Бобровников и др.
В результате подробного изучения экономического состояния калмыцких улусов А. Д. Сильницкий составил проект организации начальных школ и создания для них гарантированной материальной базы. Он выдвигал предложение об отчислении на нужды школьного дела 10% из общего фонда налогового обложения с населения и увеличения на 10 коп. обложения с каждой головы окота специально для фонда народного образования. Предлагаемое Сильницким обложение скота должно было дать 55 тыс. руб. Отчисление 10% из общей суммы налога в 150 тыс. руб., поступающей с калмыков в государственное казначейство, должно было составить 15 тыс. руб. Вместе с 26 тыс. руб. из калмыцкого общественного капитала и 4 тыс. руб. из аймачных капиталов эти источники финансирования школьного образования в калмыцких улусах Астраханской губ. ежегодно должны были составить 100 тыс. руб. По расчету Сильницкого, на 100 тыс. руб. можно было содержать в калмыцких улусах 8 улусных мужских начальных школ на 200 учащихся, 2 женские начальные школы в Икицохуровском и в Малодербетовском улусах на 20 учащихся, 40 аймачных начальных школ (по 5 школ в каждом улусе) на 1000 учащихся, 3 профессиональных училища сельскохозяйственного типа, одни двухгодичные педагогические курсы на 8 учащихся и 16 учащихся стипендиатов в городских училищах вне улусов. Но этому прогрессивному проекту не суждено было осуществиться: царское правительство и Главное управление калмыцким народом в обстановке спада революционного движения и наступления реакции оставили его без внимания.
В 1909 г. С.А. Козин, один из немногих представителей русского чиновничества, деятельность которых в Калмыкии имела положительное значение, будучи заведующим Калмыцким управлением, представил в Министерство внутренних дел новый проект улучшения школьного дела в Калмыкии. Он предлагал: 1) открыть улусные начальные школы во всех улусах; 2) открыть при каждом аймачном управлении начальные школы; 3) учредить в составе Калмыцкого управления должность инспектора калмыцких школ; 4) принять меры к скорейшему устройству низшей сельскохозяйственной школы в Малодербетовском улусе; 5) разрешить калмыцкому управлению издавать официальную газету на калмыцком языке с небольшой субсидией от правительства на первоначальную постановку этого нового дела. В проекте С.А. Козина предлагалось также открыть отделение на 10 девочек-калмычек при трех улусных начальных школах. Этот проект, как и многие другие, был отвергнут царским правительством. На просвещение в калмыцких улусах в начале XX в. царским правительством разрешалось расходовать из калмыцкого общественного фонда очень мало средств, а фонд калмыцкого общественного капитала щедрой рукой администрации калмыцкого управления растрачивался на всякого рода пособия, вознаграждения, командировки чиновников попечительского аппарата.
В 1916 г. в калмыцких улусах Астраханской губ. было 8 улусных мужских и 2 женские начальные школы, 1 двухклассная школа в Астрахани и 31 начальная школа грамоты в калмыцких аймаках, в которых обучалось примерно 800—900 учащихся .
В Большедербетовском улусе с 1906 по 1915 г. было построено 12 зданий для аймачных начальных школ и здание Башантинской двухклассной школы на общую сумму 211 252 руб. за счет общественных средств калмыцких аймаков. В 1909 г. на улусном сходе обсуждался вопрос о преподавании в школах калмыцкого языка и о подготовке учителей калмыцкого языка из числа калмыков. Но только в 1914 г. 12 человек были посланы в Петроград на учительские курсы при Восточном факультете Петроградского университета. В 1915 г. все 12 курсантов получили свидетельства об окончании курсов. Преподавателями курсов во главе с профессором В. А. Котвичем были составлены букварь и грамматика калмыцкого разговорного языка на основе калмыцкой письменности. Попечитель Большедербетовского улуса, несмотря на наличие официального учебного плана, предусматривающего преподавание родного языка в «инородческих школах», разрешил в 1916 г. преподавание калмыцкого языка только в одной Башантинской двухклассной школе. Поэтому учителя калмыцкого языка остались без работы. Калмыки Большедербетовского улуса еще в 1908 г. подняли вопрос об организации в Башанте улусной школы повышенного типа. Но попечитель улуса Игнациус вместо этого предложил принять долевое участие в строительстве здания земской прогимназии в с. Воронцово-Николаевск (ныне г. Сальск, Ростовской области), расположенной в 70—80 км от калмыцких аймаков. На строительство здания прогимназии калмыцкими аймаками было внесено 36,5 тыс. руб. и на ее содержание с 1909 по 1916 г. еще 20 тыс. руб. В этой прогимназии учились только 10—15 детей богатых калмыков. В 1916 г. Воронцово-Николаевская прогимназия была преобразована в гимназию системы Министерства народного просвещения, и калмыки Большедербетовского улуса потеряли право на 10—15 гарантированных мест для своих детей. Так, вплоть до установления Советской власти калмыки Большедербетовского улуса не имели школ повышенного типа. В 1917 г. в этом улусе обучалось в одной двухклассной школе в Башанте и в 14 начальных школах в аймаках всего 435 мальчиков и 134 девочки. Среди учителей школ в улусе со средним учительским образованием был только один калмык. Это объяснялось тем, что в учительские семинарии, за исключением Казанской, калмыки не принимались.
В начале XX в. происходит массовое движение донских калмыков за создание в калмыцких станицах начальных школ на средства калмыцких станичных обществ. В 1916 г. в 13 калмыцких станицах Донской области на 36 тыс. населения было 13 мужских, 6 женских и 10 хуторских одноклассных школ грамоты, в которых обучалось около 1000 учащихся. Все школьные здания были деревянные, построенные по типовому проекту Министерства народного просвещения. Обучение в школах проводилось на русском языке. Образование детей трудящихся ограничивалось только начальной школой. В окружном центре донских калмыков в Великокняжеске (ныне Пролетарск) калмыцкое двухклассное училище содержалось на средства калмыцких станиц. В этой школе обучались дети государственных чиновников, крупных торговцев, калмыцких кулаков. В школах донских калмыцких станиц учителя-калмыки допускались только в должности помощников учителя или учителями в хуторских школах грамоты. В числе помощников учителя в одной из школ калмыцких станиц в 1902 г. стал работать Харти Бадиевич Кануков, ставший впоследствии революционным деятелем, организатором калмыцких воинских частей в период гражданской войны, одним из руководящих политработников Первой Конной Армии.
До Великой Октябрьской революции среднее образование в русских учебных заведениях получили только немногие калмыки. Так, в 1862 г. при Астраханском калмыцком училище было учреждено фельдшерское отделение, а в 18б4 г. было открыто отделение гимназистов на 10 человек; в 1870 г. в Астраханской гимназии обучалось 15 калмыков. В 1880-е годы Астраханскую женскую гимназию окончили 3 девушки-калмычки, которым удалось поступить в Казанскую земскую фельдшерскую школу. Однако в 1891 г. по распоряжению министерства государственных имуществ им не разрешили поездку в Казань для окончания последнего курса фельдшерской школы. В XX в. имелось несколько стипендий для калмыков в русских университетах. До 1917 г. высшее образование среди калмыков получили лишь единицы.
К 1917 г. калмыцкая интеллигенция была немногочисленна. Ее составляли толмачи и переводчики Главного и улусных управлений, фельдшеры и немногие врачи и ветеринарные врачи, учителя и помощники учителей калмыцких школ, учительницы и фельдшерицы — калмычки, немногие лица, получившие специальное высшее образование.
История просвещения в дореволюционной Калмыкии — это история долголетней борьбы калмыцкого народа за право открытия школ и обучения детей грамоте. Условия работы школ в калмыцких улусах были исключительно тяжелыми. Материальная необеспеченность школ, нехватка учебников и учебных пособий на родном языке, низкая образовательная и педагогическая квалификация учителей, незначительный контингент учащихся в школах, отрыв обучения от жизненной практики составляли характерную особенность школьной жизни дореволюционной Калмыкии.
Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. Издательство «Наука», Москва, 1967.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *